вторник, 28 января 2020 г.

Нетрадиционные техники изодеятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет




Речь - это важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия. Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи ребенка имеет изодеятельность, так как речь приобретает в ней действительно практическую направленность. Использование нетрадиционных техник изодеятельности  определяется возрастными особенностями дошкольников с ТНР.
         В возрасте 4-5 лет изобразительная деятельность производит свое положительное влияние на разнообразные стороны психики ребенка и на его личностное развитие. Для того чтобы изобразительная деятельность стала коррекционно-развивающим средством, ее необходимо организовывать с учетом закономерностей развития, с учетом своеобразия психического развития, обусловленного дефектом. Успехи детей с ТНР в овладении изобразительной деятельностью зависят от способов обучения в гораздо большей степени, чем это имеет место у их нормально развивающихся сверстников. Поэтому вопрос выбора адекватных методов и содержания обучения является чрезвычайно важным. 
         Почему же так важно использовать в работе с детьми с ТНР нетрадиционные техники изодеятельности? Ответ прост, изобразительные способы мотивируют деятельность дошкольника, направляют и удерживают его внимание. Они выступают как содержательное основание эстетического отношения ребенка, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа.
        Таким детям интересно необычным образом получать результат своей деятельности. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В использовании нетрадиционных техник у дошкольников с ТНР, начинает присутствовать больше свободы, они совершенно иначе проявляют свое самовыражение.
Таким образом, хотелось бы представить нетрадиционные техники изодеятельности, используемые нами в своей педагогической деятельности:
         Пластилинография - вид декоративно-прикладного искусства - представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
         Марания - значит «пачкать, грязнить».  Лучше всего в данной техники рисования, использовать акварельную краску. У детей с ОВЗ, получаются замечательные сюжеты, такие как «Зеленая полянка», «Необычный космос» и др. Данная техника рисования является наиболее подходящей для умственно отсталых дошкольников.
         Кляксография – графическая техника.  В данной техники мы используем гуаж. Дети сгибают пополам лист бумаги, а затем раскрывают его и кладут на стол. С левой стороны от сгиба наносят пятна краски, затем они снова сгибают лист бумаги и проглаживают его ладонью. Краска симитрично отпечатывается на другой половине листа, получается необычная картина.
         Рисования пальцами - использование пальчиковой краски. Дошкольникам с ОВЗ, нравится опускать пальцы в гуашь, размешивая краски в баночки, наносить краску на бумагу и получать необычные рисунки. Ведь они чувствуют в своей деятельности, свободу от двигательных ограничений, свободу от социального давления.
         Рисование предметами окружающего пространства – дети используют в своих изображениях  мятую бумагу, губки, палочки, салфетки, игрушки.
         Рисование ватными палочками – в процессе данной техники рисования дети используют пятна, точки. Ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышка на бумагу, получая тем самым необычное изображение. Будь то замечательный мухомор, или дивная полянка с цветами.
         Тычок жесткой полусухой кистью – средством выразительности в данной технике является, фактурность окраски и яркость цвета. Ребенок опускает в краску кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. В процессе работы, кисть в воду не опускается, таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
         Хотелось бы отметить, что приведенные выше, нетрадиционные техники изодеятельности, оказывают положительное влияние на психическое развитие, на развитие речи у дошкольников с ТНР 4-5 лет. Способствуют развитию воображения, памяти, словесно-логическому мышлению, обогащению пассивного и активного словаря дошкольника. Используя нетрадиционные техники рисования в своей работе, мы смогли пронаблюдать положительную динамику в развитие творческих способностях  дошкольников.
Литература:
1. А. В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду М.: «Каро» 2011.- 96 с.
2. И. А. Лыкова Прграмма художественного воспитания, бучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М.: «Карапуз-дидактика», 2012. – 144 с. 
3. Р. Г. Занятие по рисованию с дошкольниками М.: ТЦ Сфера 2013. – 128 с.




Комментариев нет:

Отправить комментарий