вторник, 28 января 2020 г.

Необычное в обычном: применение нетрадиционных приемов в практике работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи





Детям всегда интересно играть в настоящие игры. И мы порой и не догадываемся, что для занятий с детьми не нужно специально что-то покупать – всё находится рядом … в нашем случае в кармане.
Оказывается, что носовой платок может не только научить детей соблюдать нормы гигиены, но и развить их творческие и умственные способности.
     Используя средство личной гигиены, как предмет игр или развлечений, носовой платок является  многогранным средством развития речи, мышления, внимания, воображения.
При работе с детьми с ТНР целесообразно использовать  игры с платочком. Такие игры не требуют много материальных затрат. Кроме экономической выгоды они формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком, позволяют развивать фантазию как больших, так и маленьких.
Простые движения помогают не только повысить двигательную активность, а также снять напряжение не только с рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Игры с платком развивают движения руки и требуют постоянной перестройки. Платок выступает не просто как стимул или «партнер», а, скорее, действует как двигательная задача: сложить, разгладить, завязать, развязать, удержать в руке, захватить, затолкать в кулак.
Для детей с ТНР простые манипуляции с платком – это целый диапазон сложнейших действий, выполнение которых вызывает затруднение, т.к. ребёнок «должен» подстраиваться под свойства платка, учитывая размер, форму и качество материала.
Носовой платок – оригинальное средство для формирования навыков счета, закрепления умений ориентировки в пространстве, пространственных понятий (вниз, вверх, налево, направо), а сюжет на платке даёт возможность упражняться в правильном употреблении предлогов, падежных форм существительных, согласовании числительных с существительными в роде и числе.
Платок – эффективное средство для активизации зрительного восприятия, произвольного внимания и памяти.
Так, например, в игре «Прятки», взрослый предлагает ребёнку сначала рассмотреть то, что нарисовано на платке, а затем один из предметов прячет (закрывая уголком платка или другим платком).
Таким образом, ребёнок, играя, непроизвольно учится словесно выражать свои мысли. Приведем несколько примеров игр с платочком:
·        Пальчиковая игра «Косынка для Маринки»
Шла Маринка по тропинке
Вдруг увидела косынку:
– А узоры! Кружева -то!
Только мне великовата.
Её маме подарю,
А себе ещё найду!
Пошла Маринка с горки,
Вдоль берёзок, мимо Ёлки,
Поднялась на бугорок-
Снова видит уголок:
Вот косыночка другая,
Чуть поменьше, не большая.
В корзинку положу, да сестрёнке отнесу.
  • Задание «Придумай сказку» направлено на развитие у детей творческого воображения и связной речи. Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль.
  • Упражнение «Что было дальше» способствует развитию детской фантазии, заставляет ребенка логически мыслить, побуждает к речевой активности (придумывание конца недосказанного рассказа, продолжение которого взрослый забыл на самом интересном месте).
  • Игра «Задом наперед» развивает память, совершенствует навык пересказа: педагог и дети вместе пересказывают сюжет сочиненной ранее сказки, рассказа, начиная с конца.
  • Упражнение «Что не так?» помогает ребёнку сориентироваться в знакомом произведении и развивает слуховое внимание. Пересказывая в очередной раз придуманные ранее произведения, взрослый умышленно допускает ряд ошибок, а дети охотно стараются вспомнить, подсказать и исправить неточности.
  • Упражнение «Кто и что делает» совершенствует и пополняет словарь существительными, глаголами и прилагательными. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «собака что делает?» — лает, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.
  • Упражнение «Узнай и назови» развивает воображение, стимулирует речевую активность детейВзрослый описывает предмет, изображённый на платке, а ребёнок должен узнать его по признакам (прилагательным) и по словам-действиям (глаголам). Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.
  • Упражнение «Назови предметы со звуком» предназначено для автоматизации звуков в словах, а также для повышения уровня развития фонематического восприятия (дети учатся выделять слова с заданным звуком). Например, «Назови слова со звуком [c]» – лиса, солнце и т.д.
  • Упражнение «Составь предложение». Взрослый называет три слова, обозначающие предметы на платке и предлагает детям составить предложения. Например, «Собака, играть, мяч» – «Собака играет в мяч».
Итак, для того чтобы играть с детьми ничего не нужно специально покупать, придумывать, готовить – все что нужно – это хорошее настроение и чистый носовой платок.
Литература
1. Гомзяк О.С. «Развитие связной речи у шестилетних детей». - М., 2011.
2. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным нарушением речи». - М., 2013.
3. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». - СПб., 2016.
4. Филичева Т.Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста». - М., 2012.




Комментариев нет:

Отправить комментарий