Детям всегда интересно играть в
настоящие игры. И мы порой и не догадываемся, что для занятий с детьми не нужно
специально что-то покупать – всё находится рядом … в нашем случае в кармане.
Оказывается, что носовой платок
может не только научить детей соблюдать нормы гигиены, но и развить их
творческие и умственные способности.
Используя средство личной гигиены, как предмет игр или развлечений,
носовой платок является многогранным
средством развития речи, мышления, внимания, воображения.
При работе с детьми с ТНР
целесообразно использовать игры с
платочком. Такие игры не требуют много материальных затрат. Кроме экономической
выгоды они формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком,
позволяют развивать фантазию как больших, так и маленьких.
Простые движения помогают не только
повысить двигательную активность, а также снять напряжение не только с рук, но
и расслабить мышцы всего тела.
Игры с платком развивают движения
руки и требуют постоянной перестройки. Платок выступает не просто как стимул
или «партнер», а, скорее, действует как двигательная задача: сложить,
разгладить, завязать, развязать, удержать в руке, захватить, затолкать в кулак.
Для детей с ТНР простые манипуляции
с платком – это целый диапазон сложнейших действий, выполнение которых вызывает
затруднение, т.к. ребёнок «должен» подстраиваться под свойства платка, учитывая
размер, форму и качество материала.
Носовой платок – оригинальное
средство для формирования навыков счета, закрепления умений ориентировки в
пространстве, пространственных понятий (вниз, вверх, налево, направо), а сюжет
на платке даёт возможность упражняться в правильном употреблении предлогов,
падежных форм существительных, согласовании числительных с существительными в
роде и числе.
Платок – эффективное средство для
активизации зрительного восприятия, произвольного внимания и памяти.
Так, например, в игре «Прятки»,
взрослый предлагает ребёнку сначала рассмотреть то, что нарисовано на платке, а
затем один из предметов прячет (закрывая уголком платка или другим платком).
Таким образом, ребёнок, играя,
непроизвольно учится словесно выражать свои мысли. Приведем несколько примеров
игр с платочком:
·
Пальчиковая игра «Косынка для Маринки»
Шла Маринка по тропинке
Вдруг увидела косынку:
– А узоры! Кружева -то!
Только мне великовата.
Её маме подарю,
А себе ещё найду!
Пошла Маринка с горки,
Вдоль берёзок, мимо Ёлки,
Поднялась на бугорок-
Снова видит уголок:
Вот косыночка другая,
Чуть поменьше, не большая.
В корзинку положу, да сестрёнке отнесу.
Вдруг увидела косынку:
– А узоры! Кружева -то!
Только мне великовата.
Её маме подарю,
А себе ещё найду!
Пошла Маринка с горки,
Вдоль берёзок, мимо Ёлки,
Поднялась на бугорок-
Снова видит уголок:
Вот косыночка другая,
Чуть поменьше, не большая.
В корзинку положу, да сестрёнке отнесу.
- Задание
«Придумай сказку» направлено на развитие у детей творческого
воображения и связной речи. Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть
в нужном направлении детскую мысль.
- Упражнение
«Что было дальше» способствует развитию детской фантазии,
заставляет ребенка логически мыслить, побуждает к речевой активности
(придумывание конца недосказанного рассказа, продолжение которого взрослый
забыл на самом интересном месте).
- Игра
«Задом наперед» развивает
память, совершенствует навык пересказа: педагог и дети вместе
пересказывают сюжет сочиненной ранее сказки, рассказа, начиная с конца.
- Упражнение
«Что не так?» помогает ребёнку сориентироваться в знакомом
произведении и развивает слуховое внимание. Пересказывая в очередной раз
придуманные ранее произведения, взрослый умышленно допускает ряд ошибок, а дети
охотно стараются вспомнить, подсказать и исправить неточности.
- Упражнение
«Кто и что делает» совершенствует и пополняет словарь
существительными, глаголами и прилагательными. Например, «кто и что
плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «собака что делает?» — лает,
печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка,
воздушный шар, листья желтые с деревьев.
- Упражнение
«Узнай и назови» развивает воображение, стимулирует речевую
активность детей. Взрослый описывает предмет, изображённый на
платке, а ребёнок должен узнать его по признакам (прилагательным) и по
словам-действиям (глаголам). Например, «зеленая, кудрявая,
стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму
разгоняет» — солнце.
- Упражнение
«Назови предметы со звуком» предназначено для автоматизации звуков в словах,
а также для повышения уровня развития
фонематического восприятия (дети учатся выделять слова с заданным звуком).
Например, «Назови слова со звуком [c]» – лиса, солнце и т.д.
- Упражнение
«Составь предложение». Взрослый называет три слова,
обозначающие предметы на платке и предлагает детям составить предложения.
Например, «Собака, играть, мяч» – «Собака играет в мяч».
Итак, для того чтобы играть с детьми
ничего не нужно специально покупать, придумывать, готовить – все что нужно –
это хорошее настроение и чистый носовой платок.
Литература
1. Гомзяк О.С. «Развитие связной речи у шестилетних
детей». - М., 2011.
2. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у
детей с системным нарушением речи». - М., 2013.
3. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». -
СПб., 2016.
4. Филичева Т.Б. «Особенности формирования речи детей
дошкольного возраста». - М., 2012.
Комментариев нет:
Отправить комментарий